*
Рассудочная диалектическая логика
Грачёв: "Собственно диалектическая логика" как отмечено вверху - это логика рассуждений, а не теория познания. С такой постановкой вопроса согласны?
Булыгин: Полагаю, что "собственно диалектическую логику" приписываете себе?
В том числе, и у меня есть свой образ диалектической логики. На мой взгляд ближайший подход к диалектической логике состоит в следующем.
Если тебе 'диалектическая логика' имя, то ты должна быть логикой. Причем логикой диалектической. На это обстоятельство приходится обращать внимание, поскольку в литературе словосочетание "диалектическая логика" часто используют в качестве философской метафоры. Мол, это и логика, и гносеология, и онтология.
Какой смысл вкладывается в определение "диалектическая" и почему "рассудочная"? Потому что рассудочной является её традиционное дополнение - аристотелевская формальная логика. А у диалектической логики общее с формальной логикой основание.
Диалектическая логика, как и формальная строит модель естественного рассуждения. И если модель формальной логики базируется на трёх основных формах мысли (понятии, суждении, умозаключении) и она бессубъектна, то диалектическая логика, помимо названных истинностных форм, исходит дополнительно из 'вопросов', 'оценок', 'императивов' как неистинностных форм мысли. То есть вопросам, оценкам и императивам нельзя приписать истинностные значения 'истинно' и 'ложно' в двузначной логике.
Почему, все-таки, диалектическая? Потому что вносит в традиционную логику принцип противоречия в его продуктивном значении источника развития мысли.
Как это понимать, "продуктивность" противоречия? Например, Поппер считал, что противоречие в логике никак не может быть продуктивным. Противоречие всегда, по его мнению, деструктивно. Так ли это?
--
М.П. Грачёв.
Москва, 7 апреля 2014 г.
*
|